Подписываюсь под каждым словом... Я приберегала эту мысль до майских праздников, когда концентрация нытья на тему "беззубости", бесполезности и замороченности современной молодежи ежегодно вырастает в разы и прорывается людоедскими рассуждениями, мол, если наступит война, то они все расплачутся и ничего не смогут сделать, свернутся в клубок и будут трястись, пока их не убьют враги, так им и надо, этим тупым тиктокершам, рэперам, феминисткам и веганам, хотелось бы мне посмотреть на это, гы-гы-гы.
Но я тут наткнулась на пост-угрозу повторить 90-е, с такими же рассуждениями на тему слабой молодежи, которая крови не нюхала и заточки не держала, — и сдерживать свои мысли уже не могу.
Так вот. Справится молодежь, вы не переживайте, справится. Во все поколения никто не верил, что молодежь на что-то способна, а она как-то выживала и справлялась. Да, это простые школьники и студенты, многие из которых не умеют ни стрелять, ни драться. Для большинства самая крупная проблема — предстоящие экзамены. Они танцуют на камеру или делятся глупыми лайфхаками. И при этом они интересуются мировыми проблемами и со всем юношеским пылом бросаются их решать. Дурацкая-дурацкая молодежь.
А когда была другая?
Ужас войны именно в том, что не было каких-то особенных, специальных людей, которых завозили партиями с заводов на Марсе. Нет, это обычные школьники и школьницы, которые вчера переживали в чем и с кем пойти на выпускной, а сегодня бежали на призывные пункты. Обычные подростки, понимаете? На войне умирали обычные люди, обычные дети. Не супергерои, не живые памятники, не "могучее, лихое племя".
Девочки, которые ругались с мамами из-за подшитых к школьному платью кружев. Мальчики, которые тайком курили за школой. Юные таланты, которые учились играть на скрипке и писали первые стихи. Скромные отличницы, так и не признавшиеся в любви нравившимся одноклассникам. Хулиганы и хулиганки, заставлявшие учителей вздыхать и закатывать глаза. Школьники, которые планировали, куда бы поступить. Студенты, которые писали шпаргалки к экзаменам.
Все эти дети мечтали петь, танцевать, писать книги, доказывать теоремы, выращивать цветы. Обычные детские мечты. А потом случился ужас. И эти дети взяли в руки оружие. Потому что у них были семьи, были мамы, были маленькие братики и сестрички, были родные города и села.
И у современной молодежи — да, и у блогеров, и у патреонщиц, и даже у вегетарианцев — тоже есть мамы, папы, братья и сестры, друзья и любимые люди. И в случае чего все эти "тупые подростки" пойдут за них убивать.
И я только хочу спросить. Кто-то правда действительно хочет "на это посмотреть"?
Кто-то правда готов на миллионы жертв, разрушенные города, сожженные деревни, оккупации, голодные смерти только, чтобы позлорадствовать, наблюдая как испуганные мальчики-визажисты тоненькими ручками роют окопы? Или как тверк-танцовщицы, рыдая, вытаскивают из-под обстрела своих товарищей и на себе тащат в палатку медиков? Или на то, как подростки с биполяркой, оставшись без таблеток и терапии, просто молчат о том, как им хреново, потому что тут всем вообще-то хреново? Как интернет-феминистки и ведические знахарки проходят ускоренную подготовку и попадают в итоге в один авиационный полк, и прикрывают друг друга, и спасают жизни, потому что война идет, не до споров? Как истощенные и дрожащие ребята устраивают рэп-баттл в оккупированном голодном городе, потому что искусство помогает и отвлекает? Как косплееры продолжают делать фото и выкладывать в Инстаграмм, находя на это время после смены на заводе каких-нибудь боеприпасов, потому что знают, что для многих эти фото — последний символ нормальной, прошлой жизни?
И в 90-е тоже, кстати, в банды сбивалась обычнейшая молодежь, а не завезенные американскими шпионами генномодифицированные уличные бойцы. И это тоже страшно. Даже страшнее, наверное. Потому что свои против своих. И потому что те, кто в этом участвовали, сейчас впрямую угрожают повторить, причем угрожают расправой детям.
Вот только, если кто-то всё же решится, я всё равно сделаю ставку на детей. Потому что опытный дядя с возможностями — это, конечно, опытный дядя с возможностями, но десять 20-летних отморозков, которым нечего терять, — это десять 20-летних отморозков, которым нечего терять. И дядя как-то подзабыл, что в 90-е он сам скорее всего был молодым, отчаянным и борзым, без детей и геморроя. И очень возможно, что потому и оказался на коне.
Современная молодежь чувствительная, современная молодежь хочет оградить себя от обид и негатива, современная молодежь тратит время на какие-то глупости. Потому что они живут в мирное время и могут думать не о том, как выжить, а о том, как быть счастливыми. Потому что большинство из них может не думать, съесть ли кусок хлеба вечером или отложить на завтра, потому что иначе завтра еды не будет, а потому они задумываются над тем, насколько полезно и этично то, что они едят. Потому что большинство из них не сталкивались со смертью или сталкивались лишь пару раз в жизни, а потому они борются с более мелкими печалями. И это же прекрасно. За это ж, вообще-то, "деды воевали": за то, чтобы дети войны не знали и ничего страшнее еды в школьной столовой не видели.
И это вовсе не значит, что эти дети не смогут взять в руки оружие, если понадобится. Люди, особенно молодые, вообще отлично приспосабливаются к условиям, психика еще очень пластична, знаете ли.